Как я стал
художником
Опубликовано впервые в журнале "НОВАЯ ЭПОХА" №1
(Мир Огненный № 20).
Каждый раз, когда я приезжаю в Ленинград, чувствую что-то особенно родное, особенно близкое. И это, наверное, те ранние годы, которые во мне как бы оживают!
Родился
я здесь, на Васильевском острове, в семье Николая Константиновича Рериха, о
котором вы все знаете, знаете о его деятельности, замечательной работе и
достижениях. Поэтому мои впечатления детства связаны именно с его кипучей деятельностью.
У него было очень много интересов. Весь день, а также утро и вечер, он
проводил в работе. И теперь, когда оглянешься и посмотришь назад, видишь и
удивляешься, сколько один человек мог сделать, мог дать! И все, что он делал,
было на очень высоком уровне.
Наш
дом был полон и предметов искусства, и замечательных книг, и коллекций Николая
Константиновича. Была замечательная коллекция каменного века. Мы все посильно,
в том числе и я, помогали собирать эту коллекцию. И в Новгородской губернии мы
собирали скребки, копья. Естественно, это стало нераздельной частью нашей
жизни. Я теперь даже помню все те орудия каменного века, которые Николай
Константинович особенно любил, все то, что он особенно почитал, что его
интересовало. Кроме того, у него была большая коллекция картин
фламандско-нидерландской живописи. И, конечно, это все влияло на нас, на моего
брата и меня.
Моя
Матушка, которая тоже была замечательной женщиной, женой, матерью, очень мудро
с самого начала руководила нашей жизнью и следила за нашими интересами,
порывами и чувствами. Она никогда не настаивала ни на чем, никогда не старалась
как-то нас убедить в чем-то, но она всегда ставила на нашем пути именно то, что
нам было нужно. Мой брат с самых ранних лет интересовался историей, поэтому
она бережно собирала для него книги, которые бы ему помогли, были интересны, и
вместе с ним ходила по музеям, учреждениям, которые могли как-то его направить.
Юрий Николаевич, мой брат, интересовался вначале Египтом, одновременно и
Центральной Азией. И этот интерес у него остался на всю жизнь и - помог ему во
многих экспедициях в самой Азии.
У
меня рано пробудился интерес к естественным наукам. Я очень .интересовался
орнитологией, зоологией. Елена Ивановна доставала мне все нужные книги, которые
только могла найти. Она покупала нам чучела птиц, собирала для нас коллекции
насекомых, жуков. Кроме того, меня привлекали красивые камни, минералогия.
Она тоже собирала для меня всевозможные уральские и другие камни. И у меня с
детства была большая коллекция, в нее вошла коллекция моего отца и его братьев,
которую они собирали в студенческие годы. Таким образом, наш маленький мир
тогда был насыщен замечательными впечатлениями. Перед нашими глазами
раскрывался новый и богатый мир. Мы всегда присутствовали при всех разговорах
Николая Константиновича, Елены Ивановны, слушали асе, что они говорили. Это
имело большое влияние на нас. Елена Ивановна интересовалась восточной философией
и, я бы сказал, не только аде - точной. Ее интересовала вообще философия.
Поэтому она сама покупала и читала книги по философии и во многом помогала
Николаю Константиновичу. У Николая Константиновича иногда просто не было
времени самому читать, и она как бы служила ему глазами для чтения и передачи
именно того, что считала нужным и важным. Так Николай Константинович познакомился
с произведениями Тагора. Его сборник стихов " Гитанджали" хорошо перевел
тогда Балтрушайтис, и Николай Константинович очень любил эту книгу.
С самых ранних лет помню, что Николай Константинович и Елена Ивановна
интересовались Индией. Индия занимала особое место в их жизни. Тогда же Николай
Константинович заинтересовался постройкой буддийского храма здесь, в
Ленинграде, и много этому способствовал. К нам приезжали ламы из Тибета,
Бурят-Монголии. Я помню, как эти посланцы привозили дары. Так что контакты
существовали уже давно.
Я с
детских лет занимался искусством -
рисовал, лепил, и для меня это было может быть самое существенное, самое важное
занятие. У меня были учителя. Николай Константинович, хотя и руководил моими
занятиями, сам никогда не обучал. Я думаю, потому что он не имел на это
времени. Ведь, как я сказал, его дни были до предела заполнены кипучей деятельностью.
Имея все время перед собой живой пример, картины Николая Константиновича,
видя, как он работал над картинами, как выполнял мозаики и другие работы, - я
всегда испытывал воодушевление. Так проходили ранние годы моей жизни. Затем я
учился в гимназии Мая на Васильевском острове. Там в свое время учился и
Николай Константинович. Так что была известная преемственность, и наша жизнь,
наши интересы сложились уже тогда - в те далекие годы. И вот потому я могу
сказать, что именно Ленинград, тогда еще Петербург, потом Петроград, имел
такое большое влияние на мое развитие, на мою жизнь. Потому что все, что я
получил тогда, все то, чем этот город так или иначе окружал меня, всегда жило
во мне и продолжает жить. То, что теперь через мои картины на этой выставке вы
видите, - отголоски того времени, отголоски именно ранних восприятий в
Петербурге. Поэтому я горжусь тем, что родился в этом прекрасном городе. Город
этот остался таким же прекрасным, героически прошел через все тяжкие испытания
и вышел победителем. Мы все можем гордиться этим. И теперь, когда я приезжаю
сюда, он мне кажется прекраснее, может быть еще лучше.
Я
верю, что, если мы окружим наше молодое поколение, наших детей всем тем
прекрасным, чем сами были окружены, это действительно не только повлияет на
них, но будет ведущим началом во всей их жизни...
Прекрасные
образы так необходимы для зарождения красивых мыслей! Поэтому надо всем
стремиться к тому, чтобы молодое поколение видело как можно больше всего
красивого. Это поможет создать богатое красотой будущее...
Вернувшись
сюда после многих лет, я узнал все, что видел в детстве, куда ходил, все музеи,
которые посещал. Я убедился, что память ни в чем не изменила. Мне особенно
дорого то, что центр Ленинграда не изменился, потому что это тот исторический
ансамбль, который придает Ленинграду неповторимый облик. Это замечательное и
редкое явление - то же, что и в Париже. Центр Парижа тоже совершенно не изменился,
он сохранен. И поэтому, когда мы возвращаемся в Париж, мы знаем, что вернулись
именно в Париж. Здесь тоже, когда мы выходим на набережную, когда смотрим на
все эти прекрасные здания, знаем, что мы здесь, в Ленинграде, окруженные
памятниками. Как я стал художником? Я уже говорил, что именно здесь получил
основу своему художеству. Учился я также в очень многих странах, много ездил,
много путешествовал. И считаю, что нужно ездить, чтобы знать. Когда мы видим
близко, непосредственно, мы все вое - принимаем как-то совершенно по-особому.
Недаром говорится: лучше раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому всегда
лучше путешествовать, бывать во всевозможных музеях, смотреть все, что вы
можете увидеть, и накапливать внутреннее богатство.
Я
работал в Париже, Италии, путешествовал по всей Европе. Затем был в Америке,
учился на архитектора, но, конечно, никогда не забывал своего основного
призвания- живописи. И всю жизнь я работал с моим отцом, Николаем Константиновичем.
У нас всегда было тесное сотрудничество. Я часто ему помогал, когда у него не
хватало времени, особенно за границей. Здесь у него было много прекрасных
помощников, которых он очень любил и почитал. Они помогали ему выполнять все
большие работы - фрески, мозаики - и без них он бы не мог обойтись. Они также
помогали в театральных постановках, костюмах, декорациях, с которыми один
человек никогда не смог бы справиться. Сотрудничество с Николаем Константиновичем
для меня было главной работой. Я участвовал во всех его культурных
учреждениях за границей.
Мое
искусство развивалось во многих странах и несет на себе следы многих стилей,
многих стран, народов, исканий...
Николай
Константинович и Елена Ивановна всегда работали вместе. У них было не только
замечательное сотрудничество, но полное взаимопонимание во всем. Они друг
друга как бы дополняли и в то же время давали друг другу особое новое качество
и импульс. Елена Ивановна была для отца замечательным другом. Как вы знаете,
Николай Константинович был выдающимся путешественником. Он прошел караванными
путями по всей Центральной Азии. Были очень трудные минуты. И всюду Елена
Ивановна была с ним и во всем ему помогала.
Путешествия
Николая Константиновича были совершенно исключительным явлением и именно
потому, что до него мало кто мог пройти этими путями по Тибету... Это были те
пути, о которых в свое время мечтали Козлов и Пржевальский. Несмотря на многие
и многие трудности, Николай Константинович и Елена Ивановна вместе завершили
то, что ими было намечено. Николай Константинович привез не только прекрасные
картины, которые он писал в очень трудных условиях, но и много коллекций. Юрий
Николаевич, мой брат, сопутствовал им в Тибете. (Я в этой большой экспедиции не
участвовал, потому что работал тогда в Америке). И, конечно, он тоже помогал,
и вместе они привезли этот богатейший материал.
Николай Константинович вернулся из своей экспедиции по Центральном Азии в
Индию, где он хотел основать Центр научных исследований - институт, который
мог бы разрешить некоторые очень интересные научные вопросы. Надо было найти
место, условия, в которых это можно было сделать.
Выбор
пал на долину Кулу. Она лежит приблизительно в двухстах милях на север от
Симлы. В этом выборе помог известный альпинист - генерал Брус, который в свое
время вел экспедицию на. Эверест и который тоже изучал Гималаи, в том числе
многие пики в долине Купу, им покоренные.
Долина
Кулу отличается тем, что в ней прекрасный климат, климат европейский, очень
здоровый, который как-то способствует сохранению вещей, древних манускриптов;
хорошо сохраняются дерево, старинная резьба на храмах из гималайского кедра.
Дом,
который Николай Константинович тогда приобрел и в котором мы и теперь живем,
был выстроен более ста двадцати лет тому назад. И сегодня он стоит такой же
свежий, как когда-то. Настолько был хороший материал у этого дома, что когда
посмотрите сейчас на все балки, связи, замечательную штукатурку, кладку
камней, то невольно подумаете, что это было сделано только два-три года тому
назад. Так что климат, конечно, имел большую роль в выборе долины Купу. И с
точки зрения красоты, богатства природы трудно найти долину лучшую и более
обильную в своей флоре и фауне. Давид Вартанович Тер-Аванесян был у нас в
долине Купу и может подтвердить то, что я сказал. Там Николай Константинович
основал этот институт исследований. Там проводились работы не только по орнитологии,
зоологии, ботанике, но также изучение местной медицины. Мы очень
интересовались тибетской, китайской, индийской, аюрведической и кашмирской
медициной. Местные врачи владели замечательной фармакопеей, которая принадлежала
нескольким системам. Мы начали собирать и искать то, что может быть более
полезным и нужным. Каждый год проводили большую экспедицию по .всей долине,
во все прилежащие места.
Эта
долина интересна тем, что в нее проникает муссон. В следующую долину он уже не
попадает, и там характерно резкое изменение климата. В каждой долине свой
микроклимат. Если вы пройдете на север нашей долины, то попадете уже в
тибетские условия. Дальше идут нагорья, где осадки не выпадают; очень сухо и
очень высоко, конечно. Особые условия жизни, очень красиво и очень интересно.
Юрий Николаевич проводил свои работы там - изучал наречия, археологию и вообще
основательно исследовал все прилежащие долины и плоскогорья.
Каждый
год мы уезжали из этой долины на тибетское плато) когда это было еще совсем
просто и легко - не нужно было оформлять паспорт, разрешение. Вы могли идти,
куда хотели. Все, что нужно было для этих путешествий - желание. Все пути были
вам открыты. Сейчас, конечно, все изменилось с тех пор, как Тибет отошел к
Китаю. Там пролегли военные дороги, военные укрепления. Все стало и сложно и
трудно. И перед всем этим прекрасный мир начал отступать. К сожалению, наша
цивилизация особенно быстро и безжалостно расправляется с природой. Это я сам
видел, как за какие-нибудь десятки лет условия совершенно изменились и как
быстро человек изменяет и уничтожает то, что стояло тысячи лет, - в какие-то
тридцать-сорок лет! Мы теперь работаем над тем, чтобы эта долина и близлежащие
районы были заповедником. Может быть, это поможет, но остановить натиск, к
сожалению, очень трудно...
В картинах Николая Константиновича живет его замечательная светлая личность. Мы как бы соприкасаемся с его мыслями, его порывами. В будущем возможно мы сможем измерять энергию наших мыслей и может быть поймем, что все наполнено мыслями и мысль отпечатывается на всем окружающем. И тогда мы поймем, что должны следить за своими мыслями, что не должны распускаться, а должны помнить, что даже у стен есть уши, глаза, которые все видят, слышат и могут повторить.